festino1 (festino1) wrote,
festino1
festino1

Categories:
  • Music:

Мнемокартографирование и мифологическая разведка. Инструктаж.

Что такое город? Огороженное пространство, обитатели которого чувствуют, что их стены позволяют им не быть убитыми в первой же войне и даже скопить за стенами какое-то имущество? Безопасное место, где можно заниматься ремёслами и торговать? Крупный промышленный центр, окружающий одно-единственное градообразующее предприятие? Место, куда провинциалы едут получать признание и умирать? Строй домов и храмов, построенных до нас, но для нас? Все эти определения не полны.

Город – это то, что о нём думают его горожане. Это – сгусток коллективной памяти, имеющий имя и выстраивающий дома и людей в то, что о нём думают.
Город может быть разрушен дотла – но вновь восстановлен горожанами, как Москва, Данциг или Дрезден. Город может быть покинут горожанами и населён вновь, как Петербург или Выборг. Город сложнее, чем «просто дома» или «просто люди».

Как изучать города? Изучая память их горожан. Для этого и придуманы такие простые способы, как МНЕМОКАРТЫ и СОРОКОСЛОВНИКИ.

«Мнемокарта» – это карта памяти. Получается она очень просто: гражданина любого из городов нужно поймать, посадить за стол, накормить, расспросить о тяготах пути и о том, какова цель его прибытия и можно ли помочь ему в достижении этой цели. После того, как у гостя появляется душевный покой и минут тридцать свободного времени, ему в руки следует дать чистый лист бумаги и шариковую ручку, не выцветающую от времени. И попросить: «Нарисуй, пожалуйста, свой город! По памяти, как ты его помнишь. Не заботясь о том, чтобы карта, нарисованная тобой, совпадала с топографической картой. Нарисуй всё то, что ты знаешь и любишь».

Мне приходилось слышать и более изысканные варианты расспросов:
«Не бойся, если карта не будет совпадать с реальностью. Если что, мы всегда сможем немножко подправить… реальность!»
«Представь, что тебя привели в тёмную Башню к Тёмному Властелину, тот глянул поверх очков и сказал: «Нарисуйте Ваш город, пожалуйста! Всё, что Вы нарисуете, мы, так уж и быть, оставим в целости и сохранности…»
«Рисовать нужна места, памятные именно для тебя. Памятник забытому злодею на площади не более важен, чем дерево в сквере, с которым у тебя связаны личные воспоминания».

Всё, что не изобразить на плане, следует нарисовать. Всё, что не становится понятным даже после этого, следует объяснить словами. Все слова и пояснительные записи тоже должны остаться на карте: следует помнить, что карта может попасть в руки человека, не знающего о твоём городе вообще ничего. А пока он о твоём городе ничего не знает, город для него и не существует. А с помощью карты – может начать существовать.

Мнемокарты – это не обязанность горожан давать отчёт о месте своего проживания, а их право прославить свой город именно таким, каким они его знают и любят. Мнемокарты не подлежат исправлению. Мнемокарту технически невозможно «нарисовать неправильно», поскольку человек не может «неправильно помнить».

Потом, когда карта нарисована, её просят подписать не только телефоном и электронным адресом, но и ещё тремя словами. Первое из этих слов стоит в именительном падеже, это слово – «КАРТА». Два других стоят в родительном падеже, такова традиция. Одно из слов в родительном падеже – имя горожанина, рисовавшего карту, другое – название нарисованного им города, села, острова или квартала.

К примеру, «Карта Варшавы Яси», «Карта Костромы Ыки», «Карта Лесника Нижнего Новгорода», «Карта Совы Пскова», «Карта Зяблика Ишима», «Карта Рыжего Оренбурга», «Карта Анта Лефортова», «Карта Флоры Таганрога», «Карта Дождя Гатчины», «Карта Бунтовщика Киева», «Карта Ени Архангельска»…

Почему они оба в родительном падеже? Чтобы было невозможно отличить, кто кого рисовал: ты – твой город, или твой город – тебя. Этого требует честность: человек должен знать, что карта, нарисованная им, - это не только рисунок его города, но и рисунок собственной души горожанина, которую нарисовал его рукою его город.

Кто, например, нарисовал «Карту Марка Коврова»? «Карту Мака Первомайского»? «Карту Ишима Ведмеда»? Карту Ромы Талнаха? Кстати, про «Карту Сокола Чернобыля» все думают, что это лорд Сокол рисовал город Чернобыль. Они жестоко ошибаются: это леди Чернобыль рисовала окрестности станции метро Сокол.

Каждый, кто нарисовал свою карту, имеет право смотреть все остальные мнемокарты, нарисованные другими горожанами.

Когда человек рисует карту, он
1. Понимает, насколько плохо он знает свой город, и по возвращении стремится побродить по тем районам, до которых раньше у него не доходили ноги, и познакомиться с теми документами из городского архива, до которых у него раньше не доходили руки.
2. Осознаёт, как хрупок его город и сколько в нём того, что нужно беречь и защищать, поскольку «знать» почти всегда означает «любить», а «любить» чаще всего подразумевает «беречь».
3. Прославляет свой город в других городах, чтобы общая слава горожан помогала им в путешествиях, вызывая интерес и уважение чужестранцев. Уважение каждый горожанин делит со своим городом, поскольку у города и горожанина в странствии – одно лицо.
4. Закрепляет хотя бы на бумаге те черты его города, которые могут исчезнуть чуть ли не до конца собственной жизни горожанина: города меняются быстрее, чем люди, и тоже не всегда в лучшую сторону.

Когда человек смотрит чужую карту, он
1. Узнаёт, ради чего следует посетить чужие города и что будет интересно в них повидать. А ещё – узнаёт имена тех, кто сможет провести его по городу и показать достопримечательнеости. У читающего карту возникает желание стать путешественником самому.
2. Запоминает, что в нарисованном городе живёт человек, способный ответить на многие вопросы, связанные со своим городом. Если вопросы возникнут – читающий карту может написать электронное письмо или SMS и расспросить горожанина о том, что его заинтересовало.
3. Задаёт себе вопрос: «А смог бы я нарисовать такую же красивую карту своего города? А какие города я знаю настолько, чтобы нарисовать их карты? А чем они отличаются от карт, нарисованных другими моими согражданами?» И, скорее всего, рисует свою собственную карту.

Мнемокарты – это игра и забава, но от этой забавы города обретают облик, а их жители обретают свойства горожан.

Я собираю мнемокарты уже семь лет, с 2003 года, и скоро в каждом городе наберётся по два десятка горожан, рисовавших мне карты. Тогда я смогу реконструировать Тепловую Карту Города, пометив цветом на чёрно-белой топографической карте все те улицы и дома, которые упомянуты в мнемокартах. Улица, которую упомянул только один человек – фиолетовая, упомянутая дважды – синяя, упомянутая пять раз – зелёная, упомянутая десять раз – жёлтая, упомянутая двадцать раз – оранжевая, упомянутая всеми без исключения – красная. Тепловая Карта не просто похожа на изображение с тепловизора: это и есть отражение того, насколько нагреты человеческой памятью разные части города.

PS: Сорокословники придумал лорд Бодхи из Ярославля, 8-(0852)-55-63-00, bodhij@mail.ru, bodhij@mailru.com. Их принцип- тот же, что и в мнемокартах: горожанина просят написать о своём городе очень короткий текст, не более сорока слов. В эти сорок слов горожанин укладывает всё самое важное и памятное ему, а остальное в краткий текст просто не помещается.
.
Tags: города, краеведение, мифологоразведка, мнемокартографирование, мнемокарты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments